Восток: философия, религия, культура
научно-теоретический семинар

Семинары
Меню сайта


17.11.2017, 20:13
Главная » Семинары

12.01.2007
10.01.2010, 20:32
Е. Н. Успенская, к. и. н., ведущий научный сотрудник МАЭ им. Петра Великого
"Проблемы теории индийского кастового общества"

Конспект доклада:

Практически вся литература по этнографии Индии, так или иначе, имеет дело с реалиями жизни кастового общества. "Каста" и "кастовая система" стали вечным предметом пристального изучения и теоретизирования. Но теория касты до сих пор не выстроена, и нет даже точного понимания, что такое "каста". Оценки и выводы исследователей изобилуют противоречиями и принципиальными расхождениями. Классическая брахманическая теория варны-касты ("чатурварнашрамадхарма") до сих пор определяет позицию многих исследователей и в самой Индии, и на Западе, несмотря на свою очевидную идеологическую направленность. Тесно связана с нею теория касты, разработанная представителями английской школы функциональной этнографии (Г.Рисли, Э. Блант, Дж. Хаттон, Г.С.Гхурье и мн.др.), основанная на огромном фактическом материале, собранном в ходе подготовки и проведения первых переписей населения Британской Индии. Эта теория легла в основу практической деятельности английской колониальной администрации и даже сегодня прочно держит свои позиции в науке. Современная наука и практическая политика унаследовали от этой теории, в частности, понятие "иерархическая кастовая система", которое имеет к реальности весьма отдаленное отношение. К этому направлению принадлежит и структуралистская теория касты Л.Дюмона, основанная на представлении об индийском обществе как иррациональном, метаисторическом, не умеющем справиться с социальными последствиями собственных религиозных представлений.

Автор доклада предложила краткий рассказ о своей работе в этой области. Е.Н.Успенская строит свое исследование на материалах полевых исследований и наблюдений, на опыте изучения кшатрийского слоя каст на основе письменных источников, на ученых разъяснениях индийских авторов, представителей "анти-ориенталистского" направления в современной индийской науке, чей практический опыт жизни в кастовом обществе имеет огромную ценность для неангажированного взгляда. Это позволило автору предложить иное прочтение известных и малоизвестных фактов и сделать на этой основе некоторые добавления к теоретическим построениям.

Функциональный анализ компонентов кастового общества позволил выявить главенствующую роль категории родственности "джати" в структуре кастового общества. Джати является реальным агентом в обеспечении всех известных этому обществу и важных для него задач и целей. Именно она есть "ячейка общества хинду". Каста как комплекс тщательно перечисляемых в научной литературе "характерных особенностей" практически в жизни этого общества не нужна. Она и пришла-то в него со страниц книг и документов иностранных наблюдателей, и теперь многие индийцы говорят о своем обществе на языке, заимствованном из научных исследований

Особого внимания заслуживает понятие "санскритизация" в приложении к социальным процессам. "Санскритизация" сформировала кастовое общество, придала ему аггломеративный характер, создала "unity in diversity". Санскритизация действует как системный принцип: она действует и как механизм социальной мобильности внутри кастового общества, и как механизм социализации стоящей вне кастового общества племенной периферии или пришлых переселенцев и завоевателей. Сам индуизм формировался в ходе этого масштабного процесса инкорпорирования и слияния разнородных культур. Индуизм как социальная технология строится на полном понимании этой природы кастового общества и даже формирует ее. Он работает также именно с джати и ее семейно-родственными составляющими. В индуизме кастовая идеология взаимодействия и культовое предписание разработаны в концепциях джати-дхарма и кула-дхарма, предназначенных для соответствующих социальных категорий.    

Добавил: Vostok
Просмотров: 268
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© 2010 Кафедра философии и культурологии Востока
Сайт создан в системе uCoz