Восток: философия, религия, культура
научно-теоретический семинар

Семинары
Меню сайта


21.09.2017, 22:20
Главная » Семинары

26.03.2009
16.01.2010, 22:05
В. Ю. Крюкова, к.и.н., ст. науч.сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера)

"Ритуалы очищения в зороастрийской и древнеиндийской традициях: теория и практика"
Текст доклада в формате PDF



Зороастрийские ритуалы чистоты неоднократно вызывали интерес у исследователей (включая зороастрийских жрецов, ставших известными учеными), предлагавших различные подходы к их интерпретации и следовавших разным методологиям (Modi, Zaehner, Boyce, Choksy, Williams и другие). Для сравнения, в каком бы ключе оно не проводилось, как правило привлекались древнеиндийские и/или древнееврейские материалы. При том перво-степенное значение уделялось определению понятия чистоты и рассмотрению совокупности вариантов омовений, в то время, как место очищений среди других зороастрийских ритуалов и влияние зороастрийской концепции чистоты=истины (и, соответственно, нечисто-ты=смерти=лжи) на переосмысление в зороастризме индоиранских мифологических сюжетов вызывали лишь косвенный интерес.

Тем временем, при всей близости, которую обычно видят в зороастрийских и ведийских мифологических сюжетах и персонажах, таких как Йима/Яма, хтонические собаки -- проводники в мир мертвых и др., наблюдаются существенные различия, вызванные именно зороастрийским пониманием чистоты, а, в данном случае, -- страхом перед осквернением смертью как величайшей нечистотой; этот страх стал в зороастризме идеей-фикс. В зороастрийском изложении индоиранской мифологии смерть отдалена от "святых", "благих" существ. Древнейшим зороастрийским кодексом ритуальной чистоты является авестийский Видевдат, значительная часть которого посвящена изгнанию из тел живых, но осквернившихся людей демониссы смерти и трупного разложения Друхш-йа-Насу ("ложь, которая является трупом"). При том, что в зороастризме известно несколько демонов смерти со своей специализацией, Друхш-йа-Насу жрецами уделено несравнимо большее внимание. Ритуалы по изгнанию демониссы состоят из комплексных омовений, изоляции очищаемого, чтения молитв.

С одной стороны, типологически, судя по Видевдату, весь круг обрядов, связанных с очищениями и ограничением нечистоты строился по одному плану: тексты описания мест для омовений и изоляции людей в состоянии нечистоты почти буквально соответствуют описанию "временных могил" и близки, скажем, к указаниям о погребении отрезанных волос и ногтей.

С другой стороны, совершение омовений, проводившееся в 9 ямах в течение 9 дней и ночей, повторяет ритм зороастрийской литургии и, одновременно, указывает на соотнесение очищаемых микрокосма и макрокосма -- 9 ям ассоциируются с 9 реками иранской картины мира, а также с 9 отверстиями человеческого тела, через которые проникает демонисса трупного разложения.

Обращают на себя внимание различия в сложившейся древнеиндийской и древнеиранской ритуальной практике. В индийской традиции омовения в ямах известны только как совершавшиеся близкими родственниками умершего после похоронного обряда, а наибольшее значение приобрели омовения полным погружением. В зороастрийской ритуалистике омовения в ямах носили почти универсальный характер, поскольку любое проявление ритуальной нечистоты полагалось проявлением смерти.
Добавил: Vestav
Просмотров: 429
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© 2010 Кафедра философии и культурологии Востока
Сайт создан в системе uCoz