А. В.
Парибок, канд.филол.наук, доцент кафедры философии
и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета
"Методологические
аспекты буддизма"
Мне
хотелось бы поговорить о различных предметах,
объединенных не только реальностью исторической
буддийской традиции, но и моим подходом,
который был обозначен как «методология».
Когда
европейские исследователи формулировали
свое представление о буддийской традиции,
- о лучшей ее части, принадлежавшей к высокой
интеллектуальной культуре, - то часто
было, что они, во-первых, находили в буддизме
нечто, как правило, им недурно известное
у себя и сходное со своим, а во-вторых,
то, что им нередко и нравилось. Например,
представители германской школы буддологии
нашли в буддизме эмпирически позитивный
подход к религии и нравственности; Ф.
И. Щербатской рассматривал одну из буддийских
школ (виджнянавада) как близкий аналог
кантианства; как феноменологию ее же
видел в первый период своего творчества
Гюнтер; есть и другие примеры. Можно считать,
что и мой подход отчасти подобен названным
прецедентам: у меня у самого методологическая
ориентация в Европе, поэтому мне проще
и легче увидеть подобные же элементы
в буддийской традиции.
Я
хочу начать с одной известной цитаты
из текстов, приписываемых основателю
буддизма. Он сказал: «Если понимать, что
я учу дхарме (учению), подобной плоту,
то не стоит цепляться за дхармы, тем более
за не-дхармы». Если слово «дхарма» брать
в этимологическом смысле (от корня дхар
- держать), то будет так: «Я учу держаться
за плот, и поэтому не надо держаться за
"держалки”, а особенно за "недержалки”»,
потому что дхармы есть некоторые «держалки».
Безусловно, это чистая методика, а не
теория чего-то, что «есть».
Второй
мой тезис уже от самого себя. Если спросить,
как можно уважить основателя буддизма,
квалифицировать его известными в европейской
философии понятиями, терминами, то мой
ответ таков: Будда - это великий феноменолог
и методолог. То, что он может для кого-то
быть учителем, остается их частным делом,
покуда они учатся, потому что проявляется
результат этого частного дела в поведении.
Если поведение специфично только для
буддизма, то эта замкнутость не делает
ему чести. Значит, просто в хорошем, адекватном
поведении. А вне этого, интеллектуально
или на площади, где можно это обсуждать,
остается мой тезис. Таким образом, не
«то», не некое «что», не некоторый объект
теории и результат осмысления этого объекта
в виде теоретического предмета важен
для Будды, что регулярно, со все большим
уточнением, повторялось в буддийской
традиции. Напротив, был важен некоторый
способ действия с рефлексией. Потому
что если просто есть способ действия,
то это любая традиция, например, ремесленная.
Но если это есть способ действия, включающий
в себя сознательные операции и рефлексию,
то тогда он подходит под термин «методология».
Первое,
что я продемонстрировал бы вам, это то,
каким образом некоторые странности, возникающие
при привычной, неметодологической интерпретации
буддизма, успешно снимаются, если принять
методологическую интерпретацию.
Начну
со следующего. Речь пойдет о знаменитом
«страдании», санскритской духкхе.
Уже не беспредельно господствует вариант
перевода духкхи как «страдание». Американцы
говорят problems, т. е. всякое жизненное
неустройство, и далеко не все готовы поверить
утверждениям Будды о том, что все, дескать,
есть страдание, тем не менее термин «страдание»
стоит достаточно прочно. Но если бы это
было так, и Будда действительно учил бы
тому, что «все есть страдание», то, во-первых,
это было бы теоретическим положением.
(Ведь если оно не теоретическое, тогда
оно всем известно, и о нем говорить не
нужно - значит, оно теоретическое). Во-вторых,
оно явно противоречит обыденному опыту.
В-третьих, если его принять, то жить тебе
будет хуже, чем до того как ты его принял.
И это, конечно, скверный результат: трудно
приписать основателю буддизма успешно
реализованное стремление осложнить жизнь
и мироощущение всем своим последователям.
На
первый взгляд, здесь кроется несомненная
трудность. Но вот как я ее методологически
стал снимать. Санскритское слово может
переводиться так: «плохо», «неладно»,
«все не так идет», и т. д. Однако не только
благодаря теоретической установке. Конечно,
перед нами развитый, авторитетный источник.
Мы считаем, что это теория, и тогда говорим,
что согласно этой теории «все плохо».
Так вот, предпосылка, что это теория, по-моему,
не оправдывается. (Я еще не говорю, как
надо понимать духкху, я говорю о том, в
каком контексте это слово прозвучало).
Как справедливо писал Е. А. Торчинов, буддизм
- недогматическая религия (традиция).
Это можно уточнить так. Не существует
содержания (в отличие, например, от какого-нибудь
символа веры), которое обязательно к согласию
всем последователям данной традиции.
Догматика есть некоторый вариант теории.
Когда, напротив, делается некоторое утверждение
(так, Будда сделал некоторое утверждение
о духкхе), то это утверждение есть часть
ситуации, состоящей из нескольких - пяти
- компонентов. А именно: того, кто говорит
(Будда), того, кому говорят (аудитория),
места и времени (т. е. обстоятельств ситуации)
и, наконец, содержания. Если то, что говорится,
понимается как элемент данной пятерки,
то это не есть теория. Потому что теория
содержит - хочет содержать - некую истину,
а истина находится вне привходящих обстоятельств.
То есть мы должны создать ситуацию внутри
теории и при этом отрешиться от внешних
обстоятельств. Будда в некоторых случаях
говорил о духкхе, но мы должны понимать,
как, кому, когда, зачем. Здесь не все нам
сейчас важно. Важно знать, что, раз это
методология, то как именно пользуется
Будда имеющимися у людей способами произносить
речь, и что с помощью этих способов производится.
Возьму
фрагмент из первой его лекции, прочитанной
в Бенаресском парке, в которой предлагается
такая экспликация термина «духкха». Первое.
Ежели что-то плохо, например, больно, если
есть какое-то неустройство, которое понятно
без рассуждения (т. е. оно переживается),
то это плохо в смысле «плохо». Это
первый шаг, который устанавливает платформу
взаимопонимания между Буддой и теми,
к кому он обращается. Итак, плохо как плохо;
буддисты с этим согласны, не отрицая,
что люди и так понимают, что это плохо;
ну, а ежели хорошо? Хорошо - это то, что
строго неплохо, или неплохо для обычного
отношения к жизни. В этом случае Будда
предлагает тезис (делая второй шаг): это
плохо в силу изменчивости. Пояснение
достаточно простое. Если от чего-то мне
хорошо, и я задамся вопросом: к чему дело
в конце концов придет, то могут следовать
два возможных ответа: либо то, от чего
мне хорошо, от меня ускользает, и мне от
этого плохо; либо то, от чего мне хорошо,
от меня не ускользает, но мне от этого
больше не хорошо. И это тоже плохо. И третье:
если ни хорошо, ни плохо, т. е. вообще как
угодно, нейтрально? Будда говорит, что
это плохо в силу подверженности, страдательности
- в смысле, если угодно, грамматической
пассивности.
То,
что я изложил, еще может быть понято как
некоторая теория. Теперь я сделаю методологический
выворот этого. Посмотрим на ситуацию,
когда кому-то плохо. Например, больно.
Мы ее можем описать так. Первая, непроизвольная
и неотменимая реакция при вхождении в
данное состояние - это отпрянуть, выдернуться
из того, что плохо, отдалиться от источника
плохого. Момент вынужденности и естественности
- один момент, а сам импульс отрешиться
от этого, т. е. не льнуть к этому источнику
плохого - другой момент. Их можно различить.
Но обычный человек, который знает, что
плохо - это плохо, а хорошо - это хорошо,
этого, конечно, не различает, для него
все происходит естественно.
Теперь,
допустим, ситуация «хорошего». Например,
кому-то физически хорошо, у него хорошее
самочувствие. Что это значит в смысле
метода, который внушает Будда своим слушателям,
говоря, что «это плохо по изменчивости»?
Он предлагает человеку, когда тому хорошо,
не забыть о том, что будет потом. Заметьте:
если просто сказать так, как я раньше
сказал: было хорошо, но потом будет плохо
- вы скажете, что это верно, и в общем это
тривиально. Будда же делал именно так,
чтобы человек, которому обстоятельства
вдруг подфартили и ему очень хорошо стало,
не мог пасть жертвой хороших обстоятельств,
а сохранить в них трезвую голову. Научиться
этому - не значит согласиться с тем, что
все изменчиво. Это означает изменить
свою организацию сознания. То есть предлагается
некоторый опыт.
Ну,
и в третьем случае, если брать общие принципы
нашего существования, то утверждение
о том, что все, что угодно, плохо в смысле
подверженности, означает следующее: я
уже дозрел, если я это понимаю, моя жизнь
в малой степени обусловлена моей успешной
активностью, но в огромной степени обусловлена
внешними обстоятельствами, и это второе
меня вообще не устраивает. И поэтому какие
бы обстоятельства ни были, я сохраняю
трезвую голову, внимание и понимание,
что это меня не должно устраивать. Как
к тому отнестись? Я понимаю, что, во-первых,
это не есть значение слова «плохо», слова
«страдание». Это не есть также и теория
того, что такое страдание и что такое
плохо. Это отталкивание сознания адресата
к тому, чтобы переделывать себя, к тому,
чтобы методически относиться к жизни,
а такое отношение я могу назвать методологическим.
Если провести его на уровне чисто абстрактном
так. Некто. При теоретическом подходе
буддизм пессимистичен, при методологическом
- уже нет. Считать что-то «собой»
не неправильно (это теоретический подход),
а вредно. Чисто методологическим подходом
будет избавление от «себя» как от иконы.
Таким образом, есть три типа людей: обыватель,
теоретик и сверхтеоретик, или сам Будда.
Методолог - это не практик, не
теоретик, он порождает теоретические
представления как годящиеся для данной
ситуации. Причем по сравнению с европейской
традицией в этой индийской феноменологии
методологической составляющей больше,
чем в европейской феноменологической
традиции. Чандракирти и Нагарджуна устроили
разгром всякой философской системы. Тогда
в чем суть дела? Суть дела, согласно Чандракирти,
когда нет ни малейшего цепляния за «меня», «мое»,
и т.п. Это возможность самому
выйти из данной ситуации. Первое -
отдать отчет в ситуации. Второе -
определить, куда это ведет (к плохому). И третье - достижение способности
к самоуправлению - это праджня. это
может сделать только йогин. Здесь нет нахождения
вне ситуации. Пожалуй, высший тип методологизма
представляет собой тантра.
|